ГлавнаяРегистрацияВход КПВ-ФОТО Суббота, 20 Апр 2024, 13:01
  Каталог статей Приветствую Вас Гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » Психология

Формирование характера
Вступление


Схема, которая, на мой взгляд,

отражает суть формирования личности на разных этапах жизни

и влияющие на нее внешние факторы

Вопрос, который многих интересует: как мы можем повлиять на развитие наших детей. Об умственном и физическом развитие есть много информации. При желании, можно легко разобраться и научиться помогать детям развиваться в этих направлениях. В этих вопросах есть очевидные причинно-следственные связи. Физическое развитие: если есть хорошие задатки, кормишь ребенка, занимаешься с ним спортом и получаешь сильного, здорового человека. Так же и умственное: при интеллекте без отклонений, если давать детям хорошую и своевременную пищу для ума, то вырастает умный, образованный взрослый. Одним словом, надежно работает закон – что посеешь, то пожнешь.
Другое дело – нравственное воспитание. Само это понятие вызывает массу противоречивых разночтений, не говоря уже о методах. Для многих это загадка: что и куда сеять, чтобы получился хороший урожай. Все мы знаем множество примеров, когда в условно хорошей семье вырастают бандиты и как хорошие добрые люди выходят из уголовной среды. И наши стереотипы, после таких случаев, ломаются, а таких случаев множество. Больше того, жизнь в цивилизованном мире становиться легче (так нас, по крайней мере, уверяют), люди, казалось бы, становятся умнее, а образ жизни лучше не становиться. В том числе, в нравственном отношении. Есть такая аксиома: исключение подтверждает правило. Но современная философия не может предложить нам правило, которое смогло бы нам объяснить не то чтобы исключения, но хотя бы закономерности.
Я попытался разобраться в этом вопросе. Оказывается, ответ оказался не так уж сложен. Более того, он витает в воздухе, лежит на поверхности, но нигде я не нашел его четко сформулированным (может плохо искал?). Похоже на то, что он игнорируется осознанно или неосознанно, потому что противоречит современной идеологии, царящей в мире. После того, как я выразил ответ в понятиях XX-XXI веков, то стало понятно, что в прошлых веках люди знали этот несекретный секрет, но мы благополучно забыли его.
Предупреждаю, что я не напишу здесь ничего революционно нового и очень сложного. С одной стороны, идея очень проста. Как говориться: все гениальное просто. Но, возможно, некоторым эту идею будет трудно принять эмоционально. Потому что она возлагает на человека больше ответственности за свои поступки и за то влияние, которое мы оказываем на своих детей. А кому-то мировоззрение не позволит согласиться с предлагаемым мною принципом. Но жизнь дает множество доказательств правильности этих выводов. Любой может проверить их на практике. Осознав этот принцип, становится понятными не только закономерности формирования характера, но даже исключения.
Начнем с определения понятий. Часто, камнем преткновения является то, что люди вкладывают в одни и те же слова разные значения. Иногда складывается такое впечатление: вроде бы люди говорят на одном языке, но как будто на разных и не понимают друг друга. Например, вот что сказано о слове инстинкт в википедии: «Общепринятого определения инстинкта не разработано до сих пор». Так же существуют понятия, которые появились относительно недавно. Психологический словарь расширяется, часто за счет увеличения слов, которые повторяют уже известные понятия. И это только запутывает. Так что давайте попробуем добраться до сути основных понятий, которые в дальнейшим будем использовать.

Темперамент

Темперамент – это особенности личности, ее динамические характеристики. Как известно, нет плохих и хороших темпераментов, они просто разные – сангвиник не лучше меланхолика. Хотя в юношестве многие старались откреститься от меланхоличных свойств, они считались не популярными. Темперамент – врожденный компонент личности и является основой для характера.
Свойства темперамента:

  • Быстрый или медленный
  • Невозмутимый или порывистый
  • Стабильный или изменчивый
  • Лидер или ведомый
  • Методичный или непоследовательный
  • Творческий или научный
  • Осторожный или рискованный
  • Душа компании или наблюдатель и т.д.

Значение латинского слова, от которого произошло слово темперамент – надлежащее соотношение частей. Т.е. когда мы появляемся на свет, в нас уже заложена смесь разнообразных качеств, которые проявляются сразу или со временем и они практически неизменны на протяжении всей жизни. Они передаются нам по наследству от наших родителей. Кроме крайних значений, приведенных выше, есть много промежуточных вариантов. Есть и другие динамические особенности личности, которые составляют смесь качеств, которые мы называем темпераментом. Эта смесь и является фундаментом для характера.

Характер

Характер (примета, отпечаток) – это моральные качества личности. Эти качества – не врожденные свойства человека, а приобретаемые, в отличие от темперамента. И, в отличие от особенностей темперамента, эти качества могут быть хорошими или плохими.
Отдельные черты могут быть положительными, нейтральными (отсутствовать) или негативными. Нейтральные черты называют так же как положительные, только с приставкой НЕ, негативные же получают свое особенное название, например:
ДОБРЫЙ --> НЕДОБРЫЙ --> ЗЛОЙ
В детстве характер начинает формироваться, но процесс этот продолжается всю жизнь, в зависимости от обстоятельств жизни, окружения человека, его убеждений и личной мотивации. Иногда мы замечаем, что человек даже во взрослом возрасте радикально изменился. Часто можно услышать о ком-то (или даже о себе): его подменили или она испортилась. Имея в виду изменение основных черт характера, которые составляют основу личности. Меняются так же отдельные малозначительные качества человека.
Нейтральные черты – это отсутствие положительных. Как темнота – это отсутствие света, а холод – тепла. Отрицательные же приобретаются при активном противлении хорошему. Нечестный человек, в конце концов, становиться лживым.
Иногда положительные качества выглядят, как отрицательные. Это происходит, потому что они не сбалансированы другими качествами. Например, если у человека сильно развита справедливость, но практически отсутствует милость и снисходительность, то он будет не лучше просто злого человека. Или преданность без рассудительности, будет подобна фанатизму. Чтобы характер развивался гармоничным, от родителей зависит, то какое основание они заложат, и главное, чтобы оно было без перекосов. Как говорил о таком балансе Иисус: будьте просты как голуби, но мудры как змеи.
Кстати, сам Иисус – идеальный пример совершенного гармоничного характера. Он был добрым и сильным, скромным и прямым, сдержанным и смелым и т.д. Одним словом, все положительные качества были развиты в Нем на 100%. В разных ситуациях, с разными людьми Он проявлял соответствующие случаю черты. В фильмах, на иконах, в эстрадных песнях (например, у Высоцкого про жалость к Христу) образ Иисуса Христа часто и сильно искажают. Часто Его представляют грустной, тихой и слабой личностью, вызывающей жалость и недоумение: как такой человек, которого некоторые называют Богом, оставил такой неизгладимый след в истории человечества. Все дело в том, что Он не такой, каким Его нам представляют. Для того чтобы в этом убедиться, стоит только прочитать евангелия без предвзятости.
Как положительные, так и отрицательные черты могут принадлежать носителю любого темперамента. Просто кому-то будет легче развивать одни моральные черты, а кому-то сложнее. Другому человеку наоборот. Разные черты характера, накладываясь на различные темпераменты, могут проявляться по-разному. Также нейтральные и негативные дадут свои результаты. Злой, но спокойный человек отличается от злого импульсивного.
Темперамент, говорят, изменить практически невозможно. Проанализировав себя, на протяжении всей жизни я, пожалуй, могу с этим согласиться. Возникают большие проблемы, когда родители пытаются переделать темперамент своего ребенка, если он их не устраивает (не удобен в быту матери: не любит крестиком вышивать; или не соответствует планам отца: мечтал о футболисте, а он художником мечтает стать). Этого делать не нужно, потому что бесполезно. Это так же как переучить настоящего левшу: он все равно останется левшой, но его жизнь будет покалечена. Другая крайность считать, что характер неизменен, какой есть, такой есть. Это является заблуждением. Есть множество подтверждений обратному утверждению: характер можно изменить в любом возрасте.
Это происходит сплошь и рядом, но мы отказываемся признавать изменчивость характера, считая, что меняется только поведение. Но наше поведение, наши поступки и есть внешнее проявление нашего характера. Это базовое словарное понятие слова «характер» (свойства личности, постоянно проявляющиеся в её поведении, по сути, характер личности состоит из привычек и установок).
Греческое слово, от которого происходит русское слово характер, переводится, как отпечаток, копия. Оно очень точно выражает смысл этого понятия. Древние лучше разбирались в этом вопросе. Вот как его употребляет апостол Павел: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу (отпечатку, следу), какой имеете в нас». Так просто описывал он процесс ученичества, от человека к человеку, от сердца к сердцу. В случае с детьми, это должно быть еще проще. Мы просто все усложняем. Как говориться: горе от ума.
Ребенок рождается на свет только с врожденным темпераментом. А характер отпечатывается на нем как на мягкой основе. Взрослые – пример для них, твердая печать, которую дети воспроизводят. Этот процесс можно сравнить с запечатыванием старых писем сургучем. Сургуч – это плавкая смесь для получения объемных печатей. Платон сравнивал душу с дощечкой из воска, на которой ощущения оставляют отпечатки. Т.е. то что мы видим и слышим, формирует нас.



Подростковый возраст, когда характер приобретает твердые черты, можно сравнить с затвердеванием этого, до сих пор плавкого материала. Я думаю, проблемы этого периода, в основном, возникают из-за ошибок взрослых при начальном формировании характера. Например, мы стараемся переделать основу, вместо того чтобы строить на ней. Или ничего не строим, думая, что само вырастет.
Но это не значит, что все потеряно. Возможность формировать характер не теряется с окончанием детства. Конечно, это происходит сложнее, чем у детей, но только мы сами можем помешать себе в изменении характера. Возможно, в этом смысле Иисус призывал людей быть подобными детям.
Есть несколько факторов, которые помогают сделать взрослых людей, более восприимчивыми к формированию характера:

  • Испытания и жизненные трудности
  • Близкое общение с человеком, у которого очень сильный характер
  • Сознательное добровольное решение меняться, работать над собой

Если вы не хотите, чтобы с помощью испытаний, Бог снова старался из вас сделать плавкий материал, то лучше сами становитесь более податливыми для хорошего влияния. Все мы знаем, какие черты характера отравляют жизнь нам и окружающим нас людям.
Конечно, есть другая крайность в этом вопросе: есть люди, у которых характер так и не «застыл» даже в зрелом возрасте, оставшись мягким, изменчивым не по годам. Такие люди называются инфантильными. Чаще всего это не их вина, а их беда. Им нужна помощь и личные усилия в работе над собой.

Идентификация

Остается один, самый главный вопрос: как, с помощью чего формируется характер? Люди многое знают о физическом и умственном развитии, но очень мало о душевном развитии. Психология (с греческого – знание о душе) только описывает человека, как готовую личность и описывает некоторые закономерности психических явлений. На самом деле, знаний о душе, как таковых, нет в психологии, не смотря на громкое название. Проблема, по-моему, в том, что современный человек мало верит в душу, все больше в материю. Типа, это все химия сплошная, реакция на возбудители. Максимум, чем может сделать психология – это помочь научиться приемлемому поведению. Но это не выход, это похоже на то, как человек запрягает телегу впереди лошади. Т.к. поведение – это проявление характера, личности человека, а не наоборот. Поэтому обучение поведению, не создавая характер – неэффективно.
Самый лучший, а возможно единственный способ формирования характера – это подражание. Это врожденный инстинкт, данный людям Богом, который особенно присущ детям. Только с помощью него дети учатся всему в жизни: простым житейским навыкам, убеждениям и знаниям, языку, а также копируют личность. Все знают, какие дети подражальщики. Они просто созданы такими. Конечно, дети – это не ксерокс, иначе бы мы все были одинаковыми, но, все-таки, они очень точно копируют взрослых. Кроме того, как уже я говорил выше, характер накладывается на разные темпераменты. И еще: рядом с человеком обычно находятся несколько значимых личностей и у них есть выбор – кому подражать. Обычно, при равной близости, выбор будет в пользу более сильного характера (более выпуклого, можно сказать). Не обязательно это будет плохой, как некоторые могут подумать. Дети выбирают то, что ярче и громче, как игрушки. Осознанный выбор происходит гораздо позже.
В зрелом возрасте многие люди (если не все) продолжают подражать друг другу. Кто-то это делает бессознательно, а кто-то осознанно. Некоторые подражают поведению и словам, но более глубокие личности, копируют отношение, мотивы. Вот некоторые примеры:
Давние друзья, которые постоянно общаются друг с другом, становятся похожи по характеру. То же самое происходит с супругами, счастливый брак которых, подходит к золотому рубежу или даже раньше. Целые группы, возглавляемые сильным харизматичным лидером, перенимают его черты. Большинство из нас с разными людьми ведем себя по-разному. Наше поведение отличается, когда мы дома или на работе, потому что мы проявляем разные черты нашего характера. Иногда мы слышим, что какого-то человека как будто подменили, в хорошем смысле этого слова. А про другого, что он испортился по каким-то причинам.
Известно из редких печальных примеров, что человеческий детеныш, в отличие от животных, даже получая физическую заботу (от «роботов» или животных) не выживали или из них вырастали существа, так и не ставшие человеком, закончившие свою жизнь в психиатрической лечебнице. Только в книгах (про Маугли и Тарзана) они становятся полноценными людьми, но в реальности такого не происходило.
Так же мы знаем о существовании диких племен. Скорее всего, они деградировали из-за замкнутости от внешнего мира. В конце концов, племя становилось, не выше, чем самый важный член этого общества. Из поколения в поколение происходило отмирание важных человеческих качеств. Как мы знаем, чем больше мы делаем копий, не сохраняя оригинала, тем бледнее будет отдаленный от первоисточника документ.
Итак, человеческие черты: доброта, честность, благодарность и т.д. не присутствуют в человеке с рождения и не появляются позже автоматически, им научаются, с помощью подражания. Значит, чтобы сформировать в ребенке желаемую черту характера, для начала надо иметь ее самим родителям. Если у родителей или людей из близкого окружения нет искренности, то и у ребенка ее не будет тоже, как бы мы не старались научить словами, быть искренним будет для него невозможно и даже жесткие меры здесь не помогут. Можно, конечно, показать на примере героя из телевизора или книги. Это может частично решить проблему, но, таким же образом, если этот процесс пущен на самотек, ребенку легче научиться плохому.
Мы можем делать все что угодно: ругаться, злиться, возмущаться, наказывать, но единственное, что может породить у ребенка, например, терпение – это личный пример. Одних слов мало. Но также мало и одного примера, нужно учить и словами, озвучивать понятия и объяснять для чего и почему мы так поступаем. Рассказывать много историй из своей жизни и жизни других людей. Надо объяснять мотивы своих поступков. Например: я очень чего-то хочу, но терплю, потому что сейчас это получить невозможно. Это как два крыла у птицы: пример и наставление. Одно без другого не работает. «Будь образцом в жизни и занимайся наставлением» – советует апостол Павел своему ученику.
Максимум, чему мы можем научить с помощью слов и дрессировки – это внешнее поведение, дежурные правила приличия, за фасадом которых ничего нет. Хорошие привычки помогают при воспитании характера, но не могут заменить образец настоящего характера, который нужно воспроизвести. Поведение человека – только проявление его внутренней сущности. Поведение, которое «включают» только тогда, когда на них смотрят родители, чтобы не поругали и не наказали, без внутреннего содержания, превращается в лицемерие в зрелом возрасте.
Что же делать, если мы сами не имеем того, чему хотим научить ребенка? Например, гостеприимство. Самый лучший способ – это научиться ему самому для начала. Можно учиться одновременно с ребенком, это, по крайней мене, будет честно. Читайте книги на эту тему. Общайтесь с таким человеком, который является примером гостеприимного хозяина. Объясните и взрослому и своему ребенку, что вы и сами учитесь такому-то качеству. Будьте скромными и открытыми (кстати, если вы еще не такие, то, срочно, учитесь – это хорошие качества). Этот способ не быстрый, но надежный. Пусть вашим девизом будет: учась, учусь.
Если вспомнить аксиому жизни, которую я приводил в самом начале: что посеешь, то пожнешь, то получается мы в ответе за то, что пожинаем в наших детях. Так часто, когда мы видим в них негативное поведение, мы не узнаем в этом себя. Во-первых, потому что себя мы со стороны не видим. Во-вторых, наши плохие черты или отсутствие хороших, на другом темпераменте могут проявляться по-другому. Но давайте признаемся, что это наши плоды, а не само выросло. Конечно, фактор влияния общества, культуры и внешней среды, оказывает огромное влияние. Надо быть мудрыми родителями, чтобы на этапе первоначального формирования наших детей, эти внешние воздействия были контролируемы. Мы так же несем ответственность за то, что дети смотрят по телевизору, в какие игры играют и какие книги читают.

С точки зрения веры

Особую сложность представляет собой перевод светских психологических понятий на библейский язык. Казалось бы: современная наука далеко продвинулась в изучении и понимании человека. На самом деле, как говорил Соломон: нет ничего нового под солнцем. Наверное, нет ничего более глубокого в понимании сущности человека, чем книги Нового и Ветхого завета.
Кто может рассказать о душе лучше, чем ее Создатель? Так же в библии можно найти важные принципы воспитания. Приведу лишь некоторые стихи, где показано отношение к детям:

  • Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное
  • Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном
  • Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает
  • Дети повинуйтесь родителям, но родители не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении Господнем
  • Не препятствуйте им приходить к Иисусу
  • Детям принадлежит царство Божье
  • Из уст младенцев Бог устроил хвалу
  • Как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога и т.д.

В целом, видно позитивное отношение к детям. Библейский принцип: будь примером и наставляй. Есть очень хорошая пословица на этот счет: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!»
Вот как процесс взросления проходил у Иисуса:
«Иисус же преуспевал (был успешным) в премудрости (умственное развитие) и возрасте (физическое развитие) и в любви у Бога и людей (нравственное развитие)». Луки 2:52
Чуть ранее Он сказал: «Мне надо быть в том, что принадлежит Отцу Моему», т.е. Он учился всему у Своего Отца, у Бога. Здесь Ему 12 лет. Когда Он бы уже взрослым, однажды сказал: «Я говорю то, что видел у Отца Моего» и «Я ничего не могу творить Сам от Себя». Принцип подражания очевиден. Он дал нам образец правильных взаимоотношений родителей и детей. Кроме того, что Он Сам является примером, какими нам надо быть во всех чертах характера без исключения. Христианам буквально заповедано подражать: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные».
Если мы верим в Иисуса Христа, у нас появляется возможность учиться у Него образу мышления (преобразуйтесь обновлением ума вашего, Рим. 12:2); характеру (научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, Матф. 11:29); и, в конце концов, Он даст нам совершенное тело (тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, Фил. 3:21).

Через веру, изучая библию, мы наполняем свой разум истиной. Через веру, глядя на Христа в Евангелиях, мы становимся как Он. Через веру, пройдя свой жизненный путь до конца, мы будем жить вечно в совершенном теле.


Схема развития личности с точки зрения веры

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». 1 Фес 5:23

Черты характера

1. Благодарность.
2. Великодушие.
3. Воздержанность.
4. Гостеприимство
5. Доброта.
6. Дружелюбие.
7. Жертвенность.
8. Жизнерадостность.
9. Заботливость.
10. Искренность.
11. Милосердие.
12. Мудрость.
13. Нежность.
14. Ответственность.
15. Отзывчивость.
16. Открытость.
17. Послушание.
18. Преданность.
19. Рассудительность.
20. Решительность.
21. Самообладание.
22. Сдержанность.
23. Сила.
24. Скромность.
25. Смелость.
26. Смирение.
27. Снисходительность.
28. Сочувствие.
29. Спокойствие.
30. Справедливость.
31. Строгость.
32. Терпение.
33. Трудолюбие.
34. Уважение.
35. Уверенность.
36. Усердие.
37. Целеустремленность.
38. Человеколюбие.
39. Честность.
40. Щедрость.
Категория: Психология | Добавил: Книжник (01 Мар 2013)
Просмотров: 3571 | Рейтинг: 0.0/0 |
 
 
Категории каталога
Про левшей [27]
Генеология [1]
Психология [1]

Форма входа

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

P.Kuvshinnikov © 2007-2024